AZƏRBAYCAN MİLLİ KONSERVATORİYASI

“KONSERVATORİYA” № 2, 2015

 

 

Джамиля Амирова

Диссертант Бакинской Музыкальной Академии

 

Интерпретация в джазе

 

Ключевые слова: интерпретация, джаз, классическая музыка, живая игра, психология

Вступление

Интерпретация, как  понятие, очень связано с импровизацией, особенно в джазе – эти две составные органично связаны друг с другом. Импровизация джазового пианиста — это основа его творчества, он создаёт своё произведение, именно на сцене, что делает его столь свежим, интересным, актуальным. Однако, интерпретация – это другой аспект творчества пианиста. Изучение интерпретации того или иного  джазового исполнителя  имеет множество критериев и особенностей, изучая их мы выходим из области исследования музыкального исполнительства и обращаемся к таким факторам, как психология, мышление, мировоззрение. Все эти факторы стоит рассмотреть более тщательно. Независимо от того, что мы рассматриваем классику или джаз, интерпретация одинаково важна в обоих столь разных областях музыкального искусства.

Историческая эволюция феномена исполнительского искусства как самостоятельного направления,  и формирование её основных тенденций началось ещё в конце 18 века с разделения этих двух понятий в обособленные сферы деятельности. А с середины 19 века понятие музыкант-“интерпретатор’’ полностью исчезло с концертной арены. Пришло понимание интерпретации, как формы для передачи художественного замысла тем самым порождая споры между объективным и субъективным исполнением [6]. Таким образом, была поставлена проблема интерпретации в классике, в основе которой лежал вопрос, как следует интерпретировать классические произведения. В классике, пианист выступает не как композитор, а как интерпретатор, т.е в классике ценится его умение передать композиторский замысел через призму собственного видения. Не каждый классический пианист сможет импровизировать без длительной, многочасовой работы. В основном классические произведения выучиваются наизусть и  исполняются так, как задумывались в течение нескольких месяцев. Хотя бывают и исключения. К примеру, Григорий Коган в своей книге “Работа пианиста”, вспоминает исполнение ««Пятого сарказма» С.Прокофьева. Во время исполнения он почувствовал потребность изменить уже заранее продуманное движение перехода в  другой регистр, решив сделать всё – по другому т. е сымпровизировать [1, с. 193]. Артур Рубинштейн говорил: ««Всякое истинное ис­­полнение…. пронизано импровизацией. Истинный концерт – всегда импровизация……иначе теряется творческий элемент” [7, с. 19].

В джазе, таких исторических дискуссий не было. Импровизации формировались в период расцвета джаза в Новом Орлеане. Первым композитором. который старался поднять джаз до уровня серьёзного искусства был Скотт Джоплин. Его регтаймы стали первыми произведениями для фортепиано, которые приобрели популярность. Они были полностью записаны,  иимпровизации   в них не было [2, с. 446]. С течением времени, усложнение гармонии, использование трелей, вибрато привели к усложнению гармонического языка джаза и импровизационный элемент приобрёл важное значение. Современные музыковеды начали исследовать  гармонические и исполнительские особенности джазовых импровизаций, которые в итоге смогли привести к анализу уже исполнительского аспекта  импровизаций. Задачи, которые ставятся  перед джазовым пианистом намного сложнее, так как он и интерпретатор и композитор. Он должен показать уже не композиторский замысел, а свой собственный. Даже импровизации на темы классиков, или позаимствованные у других джазменов темы интерпретируются по-разному, т.е. каждый играет по-своему. Пианист  в джазе отрабатывает свои импровизации и усовершенствовает их, выходя на сцену  он также  может что-то изменить ссылаясь на настроение и желание отойти от ранее задуманного.

Интерпретация затрагивает различные жизненные аспекты, которые связаны не только с исполнительством. Эти факторы в совокупности раскрывают феномен интерпретации не только с исполнительской точки зрения, но и показывают всю сложность данного исследовательского аспекта, так как он заставляет нас обратить своё внимание на внутренние, подчас незримые факторы интерпретации. Одним из первых следует отметить эмоциональный фактор: исполнитель интерпретирует так, как он чувствует в данный момент, включая не только исполнительский аспект, но и  личностный тоже. Эмоции, который испытывает исполнитель во время игры, тот смысл который он вкладывает в исполнение, он старается передать слушателям. По сути это равносильно, тому,  как люди общаются друг с другом в реальной жизни, и какие чувства они стараются вложить в свои слова, и как эти слова воздействуют на других людей.

Интерпретация также зависит от таких факторов, как психология. Скованность исполнения или наоборот раскованность на сцене ведёт к формированию определённого сценического облика, за счёт которого пианист старается запомниться слушателям. Вопрос в том делает ли он это по какой-то обособленной причине  или нет. Например, Кит Джаретт во время исполнения, играет стоя, весьма выразительно и двигается всем телом, однозначно не всем такие манеры в исполнении понятны и нравятся. Очень часто, несмотря на превосходную, качественную и интересную интерпретацию он подвергался критике. Через интерпретацию джазовый пианист показывает свой взгляд на определённые вещи, то как он думает и решение которые он принимает определённо влияет на его исполнительские качества.

Следующий фактор – это воспитание. Через интерпретация можно рассмотреть полностью весь характер человека и то, какое воспитание он получил, насколько он эрудирован, всё это можно увидеть уже в том, как он кладёт руки на рояль и как относиться к звукоизвлечению.

Тем самым формируя  представление об импровизации, в целом, также сюда следует включить техническую подготовленность исполнителя. Любой джазовый пианист может быть очень способным, но если он не прилагает достаточное количество усилий, чтоб добиться отшлифовывания собственных навыков, не работает над  качеством исполнения, он не будет иметь возможности достигнуть поставленной цели. Стоит упомянуть Каунта Бэйси, чья поразительная техника и та лёгкость с которой он справлялся с самыми сложными пассажами, не только вызывала восторг слушателей, но  и давала ему свободу импровизационной фантазии.

Интерпретация имеет ещё одну сторону, которая касается не самого исполнителя и его интерпретации, а его влияние на зрительскую аудиторию. Тем самым, здесь можно провести аналогию между различными сторонами интерпретации (одна сторона которой выявляет преемственность с исполнительским аспектом, а другая связана с аспектом восприятия через призму собственного ««я»). Человек воспринимает ту или иную интерпретацию, словно пропуская её через себя и в итоге находит в ней то, что близко ему, что трогает его и тем самым  на подсознательном уровне выбирает именно определённую интерпретацию опредёленного исполнителя. Интерпретация, по сути, всегда ««находит» своего  слушателя. Она  также может порождать споры и различные мнения относительно одного или другого исполнения (интерпретации).

Невозможно найти одно общее мнение относительно исполнения, тем  самым выявляя некую основную линию  в исполнительстве и расценивать её как наиболее приемлемую и правильную, так как всё относительно: исполнение, человек и его восприятие. Правда категоричность в данном вопросе  не всегда остаётся исконной и неизменной. Иногда восприятие и, соответственно, мнение относительно определённой импровизации может и поменяться. К примеру, с течением времени, любой исполнитель «растёт» и отшлифовывает  свои исполнительские навыки, его интерпретационный язык становится более усложнённым и более интересным для слушателя, изменяется его отношение к каким-то вещам (меняется его восприятие), что несомненно накладывает свой отпечаток на его интерпретацию и делает его исполнение профессиональным. Восприятие исполнения также зависит от времени. Каждый исполнитель жил и творил в своё время, и это формирует определённые тенденции в его исполнение, согласно историческому контексту и эпохе. Современные исполнители опираясь на опыт своих предшественников, изучая их эмпирический пианистический опыт, создают собственный самобытный стиль, стараясь при этом соединить его с современными техническими и стилистическими направлениями в джазе. Среди джазовых пианистов стоит отметить  Билла Эванса, Кита Джаретта, Жака Люсьера. Они использовали собственный опыт в классической музыке интерпретируя темы классиков, привнося новые черты в уже знакомые темы, используя различные средства для воплощения собственных замыслов. Жак Люсьер, один из самых лучших интерпретаторов на темы классической музыки, опирается на традиции классического пианизма, при этом умело сочетая классическую мелодию с новаторским подходом привнося (в казалось бы уже знакомую мелодическую линию) новое дыхание засчёт использования джазовых гармоний, приобретая колористические оттенки, заставляющие совершенно по-новому взглянуть на уже знакомые классические произведения, которые приобретают новое художественное  воплощение.

Джаз в Азербайджане имел столь же видное место в музыкальной культуре страны, как и классическое искусство. Постепенно проникая в культурную жизнь страны, джаз приобрёл непереходящее значение. Так как джаз является жанром, в котором можно услышать не только традиции культуры Америки, но и черты привнесённые музыкальными традициями других народов, это лишний раз доказывает что джаз-это один из эклектических и демократических жанров в музыке, который ««впитывает» в себя новые мелодические и, казалось бы, чуждые традиционные мотивы, воспринимаемые со временем как один из его неотъемлемых черт. В данном случае такое взаимопроникновение музыкальных традиций в Азербайджане привело к созданию нового направления джаз-мугам. Джазовые композиции в Азербайджане были представлены такими известными пианистами, как Вагиф Мустафазаде и Рафик Бабаев. Одним из первых был Вагиф Мустафазаде, который соединил традиции мугама с джазом. Его импровизационный  стиль отличался  запоминающейся светлой и яркой мелодией, интересными гармониями, непревзойдённым техническим мастерством, умением сохранить мелодическую ««линию» между традициями национальных стилевых особенностей и западными традициями. Музыкальный стиль Рафика Бабаева раскрывал тончайшие мелодические нюансы  мелодии в своих имровизациях, при этом развивая мелодическую линию постепенно, опевая её с помощью джазовых гармоний и вплетая в неё национальные мотивы [3].

Современное поколение джазовых музыкантов представлено плеядой молодых и талантливых исполнителей, среди которых каждый пианист вносит свои индивидуальные черты  продолжая традиции азербайджанских корифеев джаза. Шаин Новрасли, как яркий продолжатель Вагифа Мустафазаде, сочетает традиции мугама, ашугской музыки и джаза. [5] Его исполнительскяа манера привлекает своеобразной подачей музыкального материала, используя калейдоскоп обрывочных мотивов, которые в процессе исполнения собираются в музыкальное полотно. Исполнение Исфара Сарабского привлекает масштабностью исполнения, живым ритмическим пульсом, звуковой контрастностью исполнения, что придаёт его исполнению оркестровость и красочность.

Таким образом, интерпретацию можно рассматривать как одно из уникальных направлений в музыкальном искусстве, которое  затрагивает не только музыкальную сферу деятельности пианиста, но и такие сферы деятельности как, психология, интеллектуальный уровень, воспитание, исполнительский опыт, мастерство, умение мыслить и анализировать, умение входить в контакт со слушателем находя нужные средства музыкальной выразительности для достижения поставленной цели.

 

Использованная литература: 

  1. Коган Г. Работа пианиста. М.: Классика — XXI, 2004, 204 с.
  2. Конен В. Пути Американской музыки. М.: Советский композитор, 1977, 525 с.
  3. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Сов. композитор, 1987, 592 с, с ил,
  4. Фейртаг В. Джаз XX век. Энциклопедический справочник- С-П, Скифия, 2008, 676 с.

Интернет-ресурсы:

  1. JAZZWISE magazine, April 2014, London.
  2. Лекция 1. Музыкальное исполнение и музыкант интерпретатор http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=222
  1. Журнал ««Музыкальная жизнь». 1965, №21, с. 19

 

 

Jamila Amirova

Interpretation in jazz

Summary

This article narrates the brief   historical review about interpretation in classical  and jazz music. Gives analyses about the most valuable features that can describe interpretation as not only the part of music science but also refer it  to such areas as psychology, live experience and behavior on the stage

Key words: interpretation, jazz, classical music, live performance, psycologytage


Cəmilə Əmİrova

Caz sənətində interpretasiya

Xülasə

 Məqalədə klassik musiqi və caz təfsiri barəsində qisaca tarixi xü­la­sə verilir. İnterpretasiyanın (təfsirin) ən muhum cəhətləri işıqlandırılır və onun yalnız musiqi elmi ilə əlaqəsi deyil, eləcə də psixologiya, tət­bi­yə, həyat təcrübəsi, səhnədə pianoçunun davranışı ilə əqaləndi­ril­mə­si öz əksini tapır.

Açar sozlər: interpretasiya, caz, klassik musiqi, canlı ifa, psixo­lo­giya

 

 

Rəyçilər:

dosent Turan Məmmədəliyeva;

dosent Rəna Səfərəlibəyova.

 

Mövzuya uyğun