AZƏRBAYCAN MİLLİ KONSERVATORİYASI

“KONSERVATORİYA” № 3, 2015

 

Камаля ШАФИЕВА

доктор философии по искусствоведению,

доцент АНК

 

Песни Полада Бюльбюльоглы в репертуаре пианиста-аккомпаниатора

 

Ключевые слова: П.Бюльбюльоглы, пианист-аккомпаниатор, песни

Квалификация «пианист-аккомпаниатор» является одной из распространенных сфер деятельности пианиста. Профессия «аккомпаниатор» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. Всё это способствует более полному раскрытию художественно-эмоционального содержания исполняемого солистом произведения.

В представленной статье раскрывается общая характеристика песенного творчества Полада Бюльбюль оглы (анализ  музыкального языка, исследование песен в их национально-стилистическом своеобразии, раскрытие целостного художественного облика данных произведений), которое поможет в работе пианисту-аккомпаниатору.

Следует отметить, что творчество Полада Бюльбюль оглы явля­ется неотъемлемой частью современной азербайджанской музы­каль­ной культуры. На формирование композиторского стиля П.Бюль­­­бюль оглы оказало влияние творческое наследие двух выдающихся азербайджанских музыкантов – прославленного отца, известного азербайджанского певца, основоположника азер­бай­джан­­ской современной профессиональной вокальной школы Бюль-Бюля и гениального азербайджанского композитора Кара Караева. Это позволяет поставить фигуру Полада Бюльбюль оглы в один ряд с известными современными композиторами Азербайджана.

Особая ценность песен  композитора определяется тем, что именно с этим жанром связаны  его первые творческие опыты. Можно сказать, что песенный жанр стал для композитора «пробой пера» или столь необходимый для любого художника «творческой лабораторией». Темы и образы песен композитора нередко служили интонационно-тематической основой для его зрелых сочинений – музыке к кинофильмам, музыкально-сценическим произведениям. Но этот факт не даёт оснований рассматривать песни лишь как своеобразный «тематический фонд» произведений разных жанров.

Песни П.Бюльбюль оглы составляют самостоятельную жанровую ветвь его творческого наследия. В отличие от других произведений, песни – своего рода лирический дневник композитора, в котором он представляет перед слушателем душевно более открытым, доверчивее обнаруживает свои музыкальные склонности и пристрастия. При этом каждая песня – это своего рода короткая, сжатая «запись», передающая одну мысль, одно настроение, лирическое чувство.

В музыке песен П.Бюльбюль оглы мало внешнего, аффектированного. Сжатая, лаконичная манера изложения не допускает многословие. Однако за видимой сдержанностью остро ощущается экспрессивность, скрытый драматизм. Особенно данная тенденция более явственно проявляется в песнях лирического плана, в которых раскрытию поэтического колорита, тончащих чувственных нюансов подчинены все элементы музыкальной речи.

Вокальная линия Полада Бюльбюль оглы проникнута народно – песенными или романсо-бытовыми интонациями. Однако выразительность вокальных мелодий композитора коренится не только в «песенности», в мелодической напевности (хотя она, безусловно, всегда присутствует), сколько в богатой тембрами и интонациями живой человеческой речи – композитор необычайно чуток к семантике слова и стремится ее запечатлеть. Редкое применение в песнях слоговых распевов – дополнительное доказательство его заботы об отчетливом произнесении поэтического текста. Отсюда декламационная «гибкость» мелодики композитора, её способности передавать едва уловимые эмоциональные колебания настроения, выявляя значение каждого слова. Особенно данная тенденция ярко проявляется в вокальных циклах композитора «Мужество» на слова Н.Добронравова и «Монологи» на слова Р.Рожденственского.

Безусловно, данная тенденция привела к усилению речитативно-декламационного начала. Тем не менее, мелодика П.Бюльбюль оглы редко приближается к собственно речитативному складу – вокальная декламация, сливаясь со словом, всегда остаётся песенно-плас­тичной.

Тематизм песен П.Бюльбюль оглы, зачастую имеющие чёткие жанровые ориентиры, обладает высокой степенью образной содержательностью. Тематизм песен, как правило, ориентированный на поэтический замысел, чаще всего связан с интонационно-жанровой конкретизацией  музыкального образа. В качестве примера приведём песню «Фиалки» на слова О.Гаджикасимова, имеющую характерную вальсовую основу; песни «Азербайджан» и «Песня нефтяников Каспия» на слова В.Кафарова, написанных в жанре марша, в песне «Не забыть никогда» из вокального цикла «Мужество» очевидны приметы балладного повествования и т.п.

Существенную роль в процессе музыкально-тематического станов­ления в песенном творчестве Полада Бюльбюль оглы играет фак­тура фортепианного сопровождения. Различные приёмы изложе­ния создают специфический колорит, усиливая эмоциональное воздействие художественного замысла, образа. Приверженность композитора к определённым типам фактуры как носителям образно-смыслового начала, тесная взаимосвязь между фактурой и тематизмом, фактурой и гармонией сохраняется и в ранних, и в поздних песнях П.Бюльбюль оглы.

Опираясь на тезис М.Скребковой-Филатовой, выведенный из определения фактуры как системы музыкального языка и её композиционной роли, способной создавать формы «второго плана», в данной статье фортепианная фактура выделена специальным подразделом. Фактура, включаясь в систему композиционных приёмов, в систему выразительных средств, является одним из составных показателей того или иного стиля. В своих  камерно-вокальных сочинениях Полад Бюльбюль оглы одинаково тяготеет и к грандиозной многозвучности, и к аскетичности унисонного изложения, и к широкому регистровому охвату, и к параллельному движению малых интервалов.

Одной из самой типичной чертой фортепианной фактуры песен П.Бюльбюль оглы является обращение к арпеджио. В качестве примера приведём песни «Раздумье» на слова Наби Хазри, «Песня молодых хозяев тайги» на слова Н.Добронравова из вокального цикла «Мужество» и др. В других песнях композитора ощущается близость фактуры фортепианного сопровождения к оркестровому звучанию, чему способствует использование приёма многорегистрового аккордовoго tutti («Ты и я» на слова С.Рустама, «Назови меня любимым» из народных баяты, «Искры любви» на слова И.Кули­е­вой и др.).

В некоторых песнях композитор отходит от стереотипов гомофонной фактуры, демонстрируя гибкое соотношение между рельефом и фоном. Одним из характерных проявлений мелодической кон­центрированности фактуры являются «унисонные созвучия» (термин Т.С.Бершадской). Другим проявлением принципа мелодической концентрированности служит двухголосная фактура. Её наиболее характерные типы – это мелодия фортепианного сопровождения дублированная в терцию (например, в песне «Волшебная ниточка»), мелодические фигурации с педальным фоном (например, песня «Раздумье») или с элементами контрапункта (например, в песне «Искры любви»).

На уровне музыкальной стилистики можно также отметить опору в партии фортепианного сопровождения на константные интервалы: малую секунду, чистую кварту и квинту, выделяемые композитором в виде аккордовых сочетаний или «ленточных» интервальных движений. Неповторимый «модальный» колорит нередко создаётся имен­но благодаря движению «пустыми» параллельными интервалами: часто сверху на эти «пустые» созвучия накладываются секунды. Всё это способствует подражанию звучания народных инструментов, в частности тара (например, в песнях «Жаль, что на язык остра», «Назови меня любимым», «Песня нефтяников Каспия»).

П.Бюльбюль оглы – ярко национальный композитор и это особенно ярко проявилось в песенном творчестве композитора. Интонационный строй азербайджанского мелоса прослеживается во многих песнях композитора. Хотя композитор не цитирует мелодические, интонационные обороты устной традиции, очевидны связи песен композитора с национально-жанровыми корнями. Связи обнаруживаются как с народной песней, так и с народным танцевальным жанром, с искусством мугамата, с ашугской музыкой. Фактура некоторых песен основывается на исполнительских приёмах, характерных для игры на определённых национальных инструментах как, например, таре. Характерный пример претворения народной песенности – песня «Жаль, что на язык остра» (из народных баяты). Основываясь на интонации лада раст, композитор создал мелодию удивительной красоты и выразительности.

Чаще всего ладовой основой песен композитора являются лад раст и лад баяты-шираз. Например, ладо-интонационной основой песен «Ты и я», «Назови меня любимым», «Азербайджан» является лад Раст (Махур-хинди); песен «Ответь любовью на любовь», «Разлука», «С первого свидания», «Журавли», «Песня о Сумгаите» лад баяты-шираз и т.д.

Музыка песен Полада Бюльбюль оглы имеет преимущественно отчетливую ритмическую организацию, основанную на ясном стро­фи­ческом членении, а также на повторах строф (куплетная форма) или строфическом обрамлении (трехчастность).

Следует особо отметить, что одним из наиболее ярких семанти­ческих «знаков» песен П.Бюльбюль оглы, раскрывающих их национальную сущность являются специфические ритмические формулы. В своих песнях композитор оригинально преломляет метр-рит­ми­чес­кие особенности азербайджанской народной музыки. В частности, в своих песнях композитор часто прибегает к характерной для азербайджанской музыки метр-ритмической формуле в разных её вариантах (своего рода ритмоформульная «сетка»):

3-badam-1-qoz

В данном случае можно говорить о своём роде «слуховой аксиоме», являющейся для азербайджанской народной музыки общезначимой. Данная формула становится метр-ритмической основой таких песен как «С первого свидания» (на слова М.Алиева), «С добрым утром!» (на слова Т.Муталлибова), «Азербайджан» (на слова М.Алиева), «Счастье» (на слова О.Гаджикасимова) и др. Чаще всего композитор прибегает к данной формуле в песнях танцевального ха­рактера, таких как «Жаль, что на язык остра», «Назови меня любимым» и т.п.

Подчёркивая связанную с народной музыкой метро-ритмическую структуру песен Полада Бюльбюль оглы отметим, что речь здесь идёт отнюдь не о подражании, а об общих фольклорных истоках, об освоении тех или иных типических закономерностей элементов народной музыки при собственном индивидуальном осмыслении. Ярко национальный облик песен композитора, проявляющийся и в ладово-интонационной, и в метро-ритмической структуре песен композитора – «в общем характере, в совокупности условий, разнородных и обширных» (по В.Стасову) – наряду с эмоционально-лич­ност­ным отношением  ко всем (и печальным, и радостным) проявлениям жизни являются основополагающими критериями оценки достоинств песен П.Бюльбюль оглы.

Круг образов песен композитора достаточно широк. Это образы, воспевающие Родину, красоту её природы. Это и конкретные эмоциональные состояния – любовь, сомнения, воспоминания, радость созидательного труда и т.п. Простота и красота содержания, естественность мелодического развития, чёткость, ясность структуры, связь с народной песней – всё это способствует популярности песен Полада Бюльбюль оглы.

 

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. М.: Музыка, 1985.

Kamala SHAFIYEVA

Assistant Professor of ANC,

 Doctor of Philosophy

POLAD BUL-BULOGLI‘S SONGS IN REPERTOIRE OF THE PIANIST-ACCOMPANIST

Summary

In article a value of song creativity of the composer is underlined. Reveals features of musical language of songs of P.Bul-Bulogli’s: the structure features, feature of the invoice, a rhythm, national sources.

Key words: Polad Bul-Bulogli, pianist-accompanist, songs

 

Kəmalə ŞƏFIYEVA

AMK-nın dosenti,

Sənətşünaslıq üzrə fəlsəfə doktoru

POLAD P.BÜLBÜLOĞLUNUN MAHNILARI PİANOÇU-AKKOMPANİATOR REPERTUARINDA

Xülasə

Təqdim olunan məqalədə P.Bülbüloğlunun mahnı yaradıcılığı əhatə edi­lir. Bəstəkarın ən məşhur mahnıları timsalında musiqi dilinin xarakte­ris­tikası verilir: fortepiano fakturasının, ritmin və milli xüsusiyyətlər aş­kar olunur.

Açar sözlər: P.Bülbüloğlu, pianoçu-akkompaniator, mahnılar.

 

Rəyçilər:

professor Gülzar Mahmudova;

dosent Könül Nəsibova.

Mövzuya uyğun