Мировая премьера в день национальной музыки
AZƏRBAYCAN MİLLİ KONSERVATORİYASI
«KONSERVATORİYA» 2022 № 4 (57)
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА В ДЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Есть имена, произносимые с некоторым священным трепетом, потому что они составляют цвет и гордость родной земли, наилучшими выразителями своего народа. Для азербайджанской музыкальной культуры в этом длинном, но ещё открытом для новых поколений строка памяти, безусловно, навсегда сохранится за основоположником современной профессиональной композиторской школы Узеиром Гаджибейли. Художественное наследие У.Гаджибейли внесло большой и неоценимый вклад в развитие не только азербайджанской, но и всей музыки мусульманского Востока ХХ века. Оно давно стало специальной областью современного музыковедения (азербайджанского, в первую очередь), которая имеет обоснование именоваться «гаджибековедение». Именно поэтому 18 сентября, – день рождения великого композитора, — указом общенационального лидера Гейдара Алиева, ежегодно отмечается в Азербайджане как День Национальной музыки.
В этот день в Азербайджанскую Государственную Филармонию им. М.Магомаева отдать дань памяти и уважения Узеир беку пришли не только официальные лица, но и известные деятели культуры, многочисленные зарубежные гости. Но прежде все присутствующие в зале почтили минутой молчанием почтили светлую память азербайджанских военнослужащих, павших в Отечественной войне за восстановление территориальной целостности страны.
Как подчеркнул министр культуры Анар Керимов, открывая официальную часть вечера с традиционным выступлением, в этом году готовился целый ряд мероприятий в рамках традиционного международного Гаджибековского фестиваля. Мероприятия должны были пройти не только в Баку, но и в городе Агджебеди (в котором родился Узеир бек), Шуше, Гяндже, Барде. Однако напряжённая военно-политическая ситуация внесла свои коррективы. И всё же, было принято решение о проведении концерта в этот знаковый для музыкальной культуры Азербайджана день. И по двум весомым причинам. Этот год – юбилейный для выдающегося композитора второй половины ХХ века Фикрета Амирова – 100-летие со дня рождения. И в этот день была заявлена мировая премьера концерта для скрипки и симфонического оркестра П.Бюльбюль оглы.
Мировая премьера нового произведения живого отечественного классика – явление всегда яркое, интересное. А когда заявлено ещё и выступление известных исполнителей, – Вадима Репина и маэстро Сергея Скрипки, — то она действительно восходит в ранг событий большой общественной и исторической значимости для всех присутствующих на этом незабываемом тёплом (как по погоде, так и по атмосфере зрительного зала) вечера.
А теперь поподробнее…
Собственно, весь вечер был представлен двумя отделениями. Концерт открылся неофициальным гимном Азербайджана, – Увертюрой к опере «Кёроглы» в исполнении симфонического оркестра им. У.Гаджибейли под руководством молодого маэстро Мустафы Мехмандарова (потомка известной шушинской династии Мехмандаровых и известного мецената З.Тагиева). Как тут не вспомнить слова академика Бехтерева: «Природу не обманешь, гены не подведут».
И всё же, центральным событием первого отделения стало исполнение амировского двойного концерта – для скрипки и фортепиано в исполнении молодого дуэта из Франции – Давида Гершовича (скрипка) и Славы Гершовича (фортепиано). Удивительнейшее произведение, настолько оно имеет современное звучание, что с трудом верится в то, что Ф.Амиров написал его, будучи студентом, более 70 лет тому назад. И, к сожалению, этот уникальный концерт исполнялся всего два раза (в исполнении Тофы Бабаевой, Мустафы Мехмандарова и внучки композитора Незрин Эфендиевой), что даже многие отечественные музыканты, собравшиеся в зале, слышали его впервые.
Что касается самого исполнения, то молодые французские исполнители оставили весьма приятное впечатление. В плане техники довольно успешно справились со всеми «подводными камнями», блеснув своим мастерством в каденциях. Тем не менее, исполнение было слишком собранным. Артистическая свобода была ощутима лишь в исполненном на бис «Блюз» М.Равеля, тем более сама джазовая составляющая произведения к этому располагает.
Однако главным и ожидаемым событием вечера стало представление во втором отделении вечера нового скрипичного концерта П.Бюльбюль оглы, которое было отмечено двумя символическими концептами – временем и местом проведения – в этот знаковый день и на Родной земле. Прослеживается и историческая символическая параллель: ровно 55 лет назад К.Караев написал свой знаменитый скрипичный концерт, посвящённый своему современнику — одному из самых ярких исполнителей на скрипке ХХ века — Леониду Когану, и уже в наши дни его ученик – П.Бюльбюль оглы вновь обращается к данному жанру, посвятив свой концерт своему современнику — всемирно известному скрипачу Вадиму Репину, с которым композитора связывает многолетняя дружба и творческое сотрудничество.
По признанию самого композитора, своего рода, предтечей данного концерта стала «Элегия», которую он посвятил В.Репину. Исполненная на юбилейном вечере в Москве в честь 75-летия композитора и большой успех данного произведения побудили композитора обратиться к концертному жанру.
Выразительный мелодизм, непосредственно связанный с национальными истоками, и прекрасная оркестровка, всегда были и остаются сильными сторонами творчества композитора. В затейливых мелодических «ячейках», прихотливом ритме, во множестве фактурных и темповых особенностях первой части, дающей эмоциональный импульс, установку ко всему произведению; в мягком проникновенном лиризме на основе лада Раст во второй части и плакатно-ярком, экспрессивном тематизме финального Скерцо, построенного на оборотах лада Шур, – явно ощущается родная азербайджанская музыкальная речь.
И для каждой части концерта В.Репин сумел подобрать особый интонационный настрой, эмоциональную атмосферу музыкального повествования. Создавалось ощущение неограниченной способности исполнителя к перевоплощению и переосмыслению музыкального текста. Филигранная обработка каждой фразы, каждого оборота, вибрирующих трелей (словно поддёрнутая лёгкой рябью водная гладь). В.Репин практически не «играет лицом», как многие современные исполнители, а просто полностью поглощён исполняемой музыкой. Играет со страстью и одновременно с внутренним рассудительным спокойствием. Восхитительное гармоничное исполнение! Создаётся ощущение одного целого – музыки, музыканта и инструмента.
И всё же чувствовалось, что наибольшее расположение исполнитель испытывает ко второй части концерта. Увлечённый красотой задушевного мелоса «Элегии», выразительный репинский звук гипнотизировал, паря над зрительным залом и обволакивая его, а в самом зрительном зале, заворожённом исполнением, воцарилась тишина, к которой, казалось, можно прикоснуться руками. Ощущение от исполнения «Элегии» В.Репина такое, как будто с самой первой ноты он мягко взял «нить» мелодической линии и постепенно, подобно разматываемому «клубку», открывал слушателям проникновенный мир бюльбюлевской лирики, ни разу не дав этой нити оборваться. В.Репина хочется слушать, не отрываясь, как смотреть на дорогу в тумане: отвлечешься на секунду – и не увидишь главное.
Своё выступление во втором отделении В.Репин начал с «Интродукции и Рондо каприччиозо» К.Сен-Санса, а закончил, посоветовавшись с маэстро С.Скрипкой, повтором на бис столь оптимистично звучащим финалом концерта. В целом, Вадим Репин оказался непосредственен в своём сценическом поведении (отметим его нарочито удивлённое лицо во время паузы, а точнее, «люфта» при повторном проигрывания «Скерцо», вызвавшее добрую улыбку в зрительном зале). При этом доброжелательность проявилась и на репетиции, которая как «лакмусовая бумага», становится индикатором искреннего поведения артиста. И сами оркестранты ударяли смычками о пюпитры не только во время концерта, но и на репетиции, тем самым выражая не только своё восхищение талантом и мастерством В.Репина, но и его дружелюбным общением с коллегами по сцене, покоряющее своей естественностью и обаянием.
В целом, всегда приятно наблюдать, как рождается первое исполнение, вовлечённость всех троих музыкантов – композитора, исполнителя и дирижёра – в корректировке отдельных моментов, штрихов. И в этом смысле, отдельное «Браво!» маэстро Сергею Скрипке. В выразительной оркестровке П.Бюльбюль оглы сказывается преемственность традиций композиторской школы Дм.Шостаковича – К.Караева, продолжателем которой он является. И в этом отношении, нельзя не отметить замечательное, с позволения сказать, скрупулёзное прочтение интонационно и ритмически-своеобразной партитуры отечественным симфоническим оркестром под руководством С.Скрипки.
Интересно наблюдать и за реакцией зрителей на первое исполнение. Создаётся особое слушательское пространство, отражающее воздействие неизведанного на публику. И зал Филармонии, заполняемый звуковой волной восторженных аплодисментов (многие приветствовали музыкантов стоя), — лишь ещё одно доказательство принятия публикой нового концерта. Отметим два больших букета, преподнесённые П.Бюльбюль оглы В.Репину и С.Скрипке (в свою очередь, сам российский исполнитель и композитор проявили галантность, преподнеся три букета первой скрипке оркестра – Шахле Ибрагимовой и двум её коллегам). Ведь всё, что идёт от сердца, — проникновенный бюльбюлевский мелодизм, великолепное репинское исполнение под чуткий аккомпанемент симфонического оркестра под руководством С.Скрипки, – способен понять каждый зритель.
Доктор искусствоведения, профессор АНК